Пути перехода к территориальному зонированию земель обсудили в Госдуме

Состоялись парламентские слушания Комитета по земельным отношениям и строительству на тему: «Проблемы практики деления земель на категории и пути перехода к территориальному зонированию». Участники дискуссии обсудили проект федерального закона № 464507–6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», прошел первое чтение в декабре 2014 года и в случае принятия вступит в силу с 1 января 2018 года.

Заместитель министра экономического развития Павел Королёв обозначил цель проекта как совершенствование и упрощение действующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения территориального зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков. Представитель Минэкономразвития обозначил как принципиальную позицию то, что в законопроекте получают защиту особо ценные сельхозземли. Эти гарантии предполагается усилить ко второму чтению. Готовящиеся поправки также направлены на приведение проекта в соответствие с действующим законодательством.

Кроме того, необходимо принять ряд подзаконных актов. Уже разработан проект постановления Правительства относительно критериев отнесения земель к особо ценным, готовится проект постановления о критериях установления зон высокопродуктивных, продуктивных, и низкопродуктивных земель. Также принято решение о подготовке предложений по бюджетным проектировкам, так как уточнение границ территориальных зон и разработка сельскохозяйственных регламентов потребует значительных расходов.

Первый заместитель председателя Комитета по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум Шаккум Мартин Люцианович Шаккум
Мартин Люцианович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0120 (Красногорский – Московская область)
отметил, что разработка и принятие проекта предусмотрены рядом поручений Президента и Правительства, поэтому вопрос «принимать или не принимать в принципе» не стоит. Однако к тексту законопроекта есть серьезные замечания. Во‑первых, проект явно предполагает значительные финансовые затраты, но в текущей редакции этот вопрос никак не урегулирован. Также, по мнению депутата, ряд земель «выпадают» из новой классификации. Например, недостаточно прописан режим земель лесного и водного фонда, непонятно, в какие зоны должны войти земли лечебного фонда и курортов. Недостаточно урегулирован вопрос изменения границ населенных пунктов – является ли такое изменение для корректировки границ территориальных зон. Неясно, какие территориальные зоны могут находиться в границах населенных пунктов. Очень болезненным может оказаться вопрос согласования требования проекта с положениями принятых в подавляющем большинстве регионов градостроительных регламентов.

Статс-секретарь заместитель министра сельского хозяйства Александр Петриков обратил внимание на то, что для эффективной работы закона необходима инвентаризация сельскохозяйственных земель, особенно определение границ таких земель, относящихся к особо ценным. Субъекты Федерации часто не располагают ресурсами для проведения этой работы на должном уровне, им необходима финансовая поддержка. Представитель Министерства указал на необходимость предотвратить сокращение площади сельскохозяйственных земель – для этого предлагается в условиях переходного периода (с даты принятия закона до вступления его в силу) установить запрет на изменение их целевого назначения. Кроме этого, А.Петриков считает необходимым перенести разработку сельскохозяйственных регламентов с уровня органов местного самоуправления на уровень субъектов Федерации с согласованием на федеральном уровне. Также необходимо определить порядок включения участков в сельскохозяйственные зоны и исключения из них.

Депутат Геннадий Кулик привел статистические данные о том, что из более 110 млн. гектаров пашни в настоящее время обрабатывается и засевается только 76 млн. гектаров. В этих условиях, по мнению депутата, прирост площадей особо ценных сельскохозяйственных земель должен стать важнейшей задачей обсуждаемого проекта. Для этого важно максимально сохранить в тексте условия определения, формирования, использования сельскохозяйственных зон. Также депутат обратил внимание на то, что у более чем 200 млн. гектаров площадей неясны владельцы и собственники. Необходимо разобраться с этой проблемой и определиться, как эти земли можно использовать.

Аудитор Счетной палаты Юрий Росляк предложил решение вопроса о противоречивости требований Земельного и Градостроительного кодексов. По его мнению, в зафиксированных границах поселений должен главенствовать Градостроительный кодекс. Также эксперт предложил использовать для инвентаризации земель современные технологии, а именно аэрокосмическую съемку и математические модели обработки её данных. Эти методы, считает Ю.Росляк, обеспечат возможность провести работу в короткие сроки, с высоким качеством и при небольших затратах.

Заместитель председателя Комитета по аграрным вопросам Надежда Школкина Школкина Надежда Васильевна Школкина
Надежда Васильевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 184 (Новомосковский – Тульская область)
привлекла внимание к вопросам реализации закона. На субъекты Федерации возлагается обязанность провести инвентаризацию земель, подготовить сельскохозяйственные регламенты, но для этого нет не только финансового, но и нормативно-правового обеспечения. Депутат призвала участников сначала разработать все необходимые для реализации закона нормативные акты, критерии, регламенты, уточнить данные кадастрового учета и только после этого говорить о реализации закона.

Член Комитета по делам национальностей Григорий Ледков Ледков Григорий Петрович Ледков
Григорий Петрович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0225 (Ямало-Ненецкий – Ямало-Ненецкий автономный округ)
считает необходимым учесть в обсуждаемом законопроекте особенности правового режима территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Его поддержал председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов.

Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения Елена Галиновская обратила внимание на то, что деление земель на категории и территориальное зонирование основаны на разных концептуальных подходах. При определении категорий изначально ставится задача выделить сельскохозяйственные, лесные земли, для которых создается особый охранительный режим, охрана этих земель становится основой для развития других, управление земельными ресурсами превращается в государственную задачу. Идея зонирования иная, здесь первостепенное значение приобретает развитие поселений, сельскохозяйственные и лесные земли рассматриваются в таких условиях как пространство для расширения территории, в управлении земельными ресурсами поселения также приобретают основную роль. Из этого различия вытекают проблемы, которые необходимо решить при дальнейшей работе над проектом. Во‑первых, многие концептуальные вопросы переводятся на уровень регионов и местного самоуправления, что может вызвать рост центробежных тенденций. Во вторых, могут возникнуть сложности с обеспечением преемственности прав собственности на земельные участки, так как при приватизации учитывалась в том числе и принадлежность участков к той или иной категории земель. Для того чтобы избежать негативного влияния этих факторов, необходимо, по мнению эксперта, тщательно продумать мероприятия переходного периода.

По итогам слушаний приняты рекомендации Правительству, органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления. Также депутаты пригласили принявших участие в заседании экспертов присоединиться к работе над законопроектом.