19 мая состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

19 мая под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты обсудили и одобрили во втором чтении проект федерального закона № 673939–6 «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона „Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации(в части применения срока действия закона), который направлен на значительное расширение круга предпринимателей, которые могут воспользоваться преимущественным правом внеконкурсного выкупа арендуемого имущества, находящегося в государственной либо в муниципальной собственности.

При подготовке ко второму чтению концепция законопроекта получила дальнейшее развитие, т. о. предлагается еще больше расширить права субъектов малого и среднего предпринимательства на внеконкурнсый выкуп арендуемых ими помещений

Срок действия базового Федерального закона № 159-ФЗ предлагается продлить не на 2, а на 3 года — до 1 июля 2018 года.

Одобренными Комитетом поправками предлагается передвинуть на 1 июля 2015 года дату, по состоянию на которую имущество должно находиться в аренде у субъекта малого и среднего предпринимательства не менее 2-х лет. Это позволит распространить действие указанного права на предпринимателей, заключивших договоры аренды имущества в период 2013–2014 годов.

В связи с финансовыми трудностями, которые испытывают сейчас большинство малых и средних предпринимателей, в целях снижения их затрат предлагается увеличить минимальный срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества с 3 лет до 5 лет. Законопроект планируется принять во втором и третьем чтениях в июне 2015 года.

Вторым вопросом депутаты рассмотрели № 734315–6 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части внесения вклада в имущество общества) Законопроект подготовлен в целях расширения возможностей получения акционерными обществами финансовой и материальной поддержки со стороны его акционеров.

Законопроектом предлагается дополнить статью 31 Федерального закона «Об акционерных обществах» нормой о праве акционера, если это предусмотрено уставом, вносить вклад в имущество акционерного общества без изменения количества и номинальной стоимости акций общества, принадлежащих такому акционеру, то есть без прямого встречного предоставления акционерного общества.

Действующее законодательство об акционерных обществах не содержит норм, позволяющих акционерам передавать на безвозмездной основе денежные средства или иное имущество в виде вклада в имущество общества, участниками которого они являются.

Вместе с тем, на практике могут возникать ситуации, связанные с необходимостью передачи имущества от акционера обществу. Такие ситуации наиболее характерны для случаев, когда акционером выступает хозяйственное общество (товарищество), государство или государственная корпорация.

Норма, подобная предлагаемой законопроектом, действует в отношении обществ с ограниченной ответственностью.

Предлагаемая законопроектом поправка может стать дополнительным антикризисным инструментом, позволяющим в случае необходимости перераспределить финансовые ресурсы от заинтересованных акционеров к акционерному обществу для улучшения его финансового состояния (например, с целью недопущения банкротства), не прибегая к механизму увеличения уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников. По мнению депутатов, данная новелла законопроекта будет востребована прежде всего в вертикально интегрированных структурах (государственных корпорациях, холдингах и др.), например, при передаче движимого и недвижимого имущества и денежных средств от основного общества к дочернему акционерному обществу в целях развития производства в дочерних обществах, оказания помощи дочернему обществу в случаях ухудшения его экономического положения.

В ходе обсуждения законопроекта были намечены основные направления его дальнейшей разработки. В частности, было предложено рассмотреть вопрос о необходимости привлечения независимого оценщика для определения стоимости вносимого в качестве вклада имущества. Также, следует определить порядок принятия в акционерном обществе решения о внесении акционером вклада и решения о принятии такого вклада обществом – то есть решить вопрос о том, нужно ли согласие общества для внесения акционером вклада в имущество общества, и если да, то в какой форме это согласие должно быть оформлено.

Депутаты приняли решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Третьим вопросом заседания стало рассмотрение заключения Комитета по депутатскому законопроекту №737572–6 «О внесении изменений в Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Федеральный закон «О концессионных соглашениях», предусматривающего обязательное вынесение на публичные слушания проектов концессионных соглашений, касающихся объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения.

Несмотря на то, что члены Комитета в целом поддержали основную идею законопроекта, направленную на повышение прозрачности принимаемых публичной властью решений, вместе с тем отметили невозможность поддержки законопроекта в представленном авторами виде, поскольку концессионные соглашения не являются муниципальными правовыми актами, а следовательно, не могут подлежать обсуждению в рамках публичных слушаний. К тому же представляется не допустимым регламентировать предметы регулирования публичного права, к числу которых относится публичные слушания, нормами гражданского законодательства, в частности концессионного.

Депутаты рекомендовали авторам доработать концепцию проекта до его рассмотрения в первом чтении.