Законодательно утверждается создание межведомственной системы контроля исполнения гособоронзаказа

Инициированный Президентом России законопроект № 764700–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» поступил на предварительное рассмотрение в ответственный Комитет Государственной Думы по обороне и в комитеты соисполнители: Комитет по промышленности и Комитет по безопасности и противодействию коррупции.

Законопроектом предусмотрено создание межведомственной системы контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа. Ее основными участниками будут являться Минобороны, ФАС, Росфинмониторинг и Банк России.

Система будет сформирована на основе баз данных, содержащих информацию о выполнении государственного оборонного заказа, головном исполнителе поставок продукции и исполнителях, участвующих в поставках продукции, о государственных контрактах, взаиморасчетах сторон при исполнении таких контрактов.

В рамках этой системы предполагается создание уполномоченных банков и открытие отдельных банковских счетов, используемых всеми исполнителями, что позволит обеспечить надежность и прозрачность взаиморасчетов, защиту информации, а также контроль за целевым использованием бюджетных средств. Банковское сопровождение государственных контрактов, предусмотренное законопроектом, будет осуществляться ими без взимания платы.

Законопроектом предусматриваются дополнительные меры, направленные на предотвращение необоснованного повышения цен в сфере гособоронзаказа: устанавливаются запреты на действия (бездействие) исполнителей; регламентируются функции и полномочия ФАС России как контролирующего органа, определяется порядок проведения проверок, возбуждения, рассмотрения и обжалования дел о нарушении законодательства.

Также вносятся изменения в КоАП, согласно которым устанавливается дополнительная ответственность за совершение административных правонарушений в сфере оборонного заказа и предусматривается возможность проведения административного расследования таких правонарушений. В частности, при нарушении должностным лицом исполнителя гособоронзаказа срока и порядка оплаты товаров, работ или услуг, в том числе предусмотренного контрактом авансирования, налагается административный штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а грубое нарушение госконтракта — влечет дисквалификацию до трех лет.

Предложенные изменения направлены на обеспечение защиты интересов государственного заказчика оборонзаказа, головного исполнителя, исполнителей, а также публичных интересов Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит предотвратить необоснованное повышение цен при выполнении гособоронзаказа, повысить эффективность осуществления контроля и надзора в этой сфере и устранить существующие недостатки при осуществлении контроля за соблюдением норм российского законодательства.

Принятие закона потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета на финансирование деятельности Росфинмониторинга: в 2015 году — 515,5 млн рублей, в 2016 году – 873 млн рублей. Из указанных средств на информационно-технологическое обеспечение потребуется: в 2015 году — 440,5 млн рублей; в 2016 году — 631 млн рублей. В дальнейшем, начиная с 2016 года, сумма ежегодных расходов составит 410 млн рублей.

Рассмотрение законопроекта Госдумой запланировано на май 2015 года, до 5 мая Комитет Государственной Думы по обороне принимает отзывы, предложения и замечания.