В Госдуме обсудили законодательное обеспечение частных инвестиций при реализации инфраструктурных проектов

Комитет Государственной Думы по вопросам собственности провел «круглый стол» на тему «Особенности реализации инфраструктурных проектов в условиях кризисных явлений в экономике. Законодательное обеспечение частных инвестиций». В заседании приняли участие: депутаты Государственной Думы, представители экспертного и бизнес сообщества, банков, инвестиционных и консалтинговых компаний, федеральных министерств и ведомств. Модератором выступил председатель Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов Гаврилов Сергей Анатольевич Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
.

Во вступительном слове С.Гаврилов отметил проведенную Комитетом «огромную работу по адаптации законодательства в части обеспечения реализации проектов ГЧП» (государственно-частного партнерства). По его словам, в условиях резкого сокращения бюджетного финансирования и зарубежных заимствований проекты ГЧП остались «одними из значимых локомотивов, драйверов роста экономики в связи с секвестированием инвестиционных возможностей». Работа по ГЧП проектам заключалась в законодательном обеспечении их конкурсности и прозрачности, участия финансовых институтов в проектах государственно-частного партнерства, в адаптации конституционных механизмов в части инвестирования в инфраструктуру.

Депутат Госдумы, председатель Гильдии экспертов инфраструктурных проектов Радик Ильясов Ильясов Радик Сабитович Ильясов
Радик Сабитович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
в своем выступлении обозначил последние значимые события, связанные с поддержкой проектов со стороны федерального и регионального бизнеса, отметив, что во многих регионах приняты свои законы партнерства власти и бизнеса. В качестве примера привел опыт Республики Татарстан.

Директор института правовых исследований НИУ ВШЭ, профессор Юрий Тихомиров, анализируя законодательство, увидел раздвоение в практической работе. По его словам, с одной стороны, нагромождается пирамида правовых и законодательных актов, которую ученый назвал «законодательной суетой», с другой – стремление бизнеса доказать избыток правового регулирования. В этой ситуации профессор предложил проявить «здравый и очень экономный подход к тому, что предстоит сделать».

«В стране сейчас действует много программных документов, которые иногда имеют силу не меньшую, а иногда и большую, чем закон, — стратегии, концепции и тому подобное», — заявил Ю.Тихомиров. Предложив проанализировать ГЧП в связи с перспективой в области наращивания промышленного потенциала, с тем, чтобы закон о ГЧП выстроить в рамках концепции стратегий отраслевого развития и антикризисной программы Правительства, он резюмировал: «Все нужно взаимоувязать».

Представитель Министерства экономического развития Российской Федерации Игорь Коваль подтвердил, что новая экономическая реальность оказала влияние на подготовку и реализацию крупных инфраструктурных проектов, связанных, в первую очередь, с транспортом, социальной и жилищно-коммунальной инфраструктурой. Текущие потребности по ним закрываются из бюджетов разных уровней, что является недостаточным для опережающего инфраструктурного развития.

И.Коваль привел оценочное заключение Всемирного Банка, что Российской Федерации необходимо ежегодно на такие проекты направлять 4–5% ВВП – это порядка 4 трлн рублей. По оценке Газпромбанка потребность вложений в инфраструктурные проекты в стране в ближайшее десятилетие должна составить 750 млрд долларов, порядка 70% из них должно приходиться на автомобильные дороги. По словам чиновника, стала очевидной необходимость привлечения частного финансирования для реализации этих проектов.

По данным субъектов Федерации, представленным в Минэкономразвития, общий объем инвестиций в проекты ГЧП составляет порядка 870 млрд рублей, из них проекты в социальной сфере менее 400 млрд рублей, в транспортной – 350 млрд рублей, в энергетику – 46 млрд рублей, в ЖКХ −88 млрд рублей. По словам представителя профильного министерства, сегодня на различных стадиях реализации в России находится 586 проектов, действующих на единственно возможной в стране основе – концессионных соглашений, все остальные формы на федеральном уровне не зарегистрированы. Из 586 проектов 194 – коммунальная инфраструктура, 165 – социальная, 164 – энергетическая и 64 – транспортных проекта. Для сравнения, по мировому опыту, локомотивом ГЧП были транспортные проекты. Минэкономразвития ведет реестр всех проектов, на специализированном портале и на странице министерства в сети Интернет содержится большое количество информации, посвященной ГЧП.

Участниками «круглого стола» отмечалось, что препятствием для проектов ГЧП является высокая стоимость заемного финансирования и низкая маржинальность. Их преимуществом, несмотря на капиталоемкость, является стабильность.

Меры, способствующие проектному финансированию, предпринимаются Правительством России, порядка 260 млрд рублей на 2015 год заложено на проекты ГЧП через крупнейшие банки под ставку 11,5% годовых для инвестора. Используется процедура государственных гарантий, идет работа над ее упрощением, над совершенствованием концессионного законодательства. Так, предлагается на законодательном уровне ввести институт частной инициативы, которая предоставляет возможность частному бизнесу право обращаться с инициативой к государству, что соответствует мировому опыту, и ряд других изменений, касающихся обремененного обеспечения права собственности.

Представитель ЕБРР Алексей Зверев также отметил многочисленные позитивные изменения, внесенные в концессионное законодательство. По его мнению, таким же положительным моментом является и недавнее принятие в первом чтении законопроекта об основах ГЧП в России. Юрист ЕБРР считает необходимым продолжение работы: над совершенствованием законодательства о концессионных соглашениях для приведения их в русло международных стандартов; над разработкой методологических основ; управлением публичными активами и институциональными проектами ГЧП. А.Зверев предложил создать единый центр принятия решений по ГЧП с тщательной предварительной проработкой проектов еще на стадии их подготовки и оценки экспертами.

Кроме того, иностранные эксперты предлагали для генерирования новых импульсов экономического роста использовать опыт других стран, разрабатывать программы активного инвестирования.

Подводя итог дискуссии, С.Гаврилов рекомендовал все предложения участников «круглого стола» передать в Комитет Государственной Думы по вопросам собственности для подготовки результирующего документа и дальнейшей работы над совершенствованием законодательства.