В Госдуме обсудили реализацию Россией Европейской социальной хартии

10 апреля в Госдуме состоялись Парламентские слушания на тему: «Европейская социальная хартия: реализация ратифицированных Российской Федерацией положений и перспективы ратификации дополнительных норм», организованные Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Открывая дискуссию, председатель Комитета Ольга Баталина Баталина Ольга Юрьевна Баталина
Ольга Юрьевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
напомнила, что документ, который будет обсуждаться на слушаниях — это Европейская социальная хартия (пересмотренная), конвенция Совета Европы, закрепляющая ряд социальных прав человека, которая была принята в 1996 году и вступила в силу в 1999. Хартия подписана 47 европейскими странами, но только в 24 ратифицирована. При этом Россия не только ратифицировала пересмотренную Хартию, но и предпринимает значительные усилия для её реализации.

Первый заместитель Министра труда и социального развития Сергей Вельмяйкин отметил, что обязательство по подписанию Европейской социальной хартии Россия взяла на себя в 1996 году при вступлении в Совет Европы, в 2000г. документ был подписан, а в 2009г. – ратифицированы подавляющее большинство статей.

Ратификации Хартии в России предшествовала кропотливая работа по совершенствованию социального и трудового законодательства. В результате удалось добиться значительного прогресса в демографии и здравоохранении, по сравнению с тем, что мы имели в этих сферах на момент середины девяностых или начала двухтысячных. Увеличение продолжительности жизни, сокращение смертности и рост рождаемости стали итогом продуманной работы по повышению социальных стандартов, проводившейся все эти годы. Продолжается серьезная работа и по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

Но остаются, отметил С.Вельмяйкин, и проблемные вопросы. Это, в первую очередь, сфера безопасности труда. Уровень смертности на производстве остается с точки зрения европейских стандартов высоким, несмотря на то, что за пятнадцать лет эти цифры удалось снизить почти втрое. В настоящее время для улучшения положения предлагается применять экономическое стимулирование вложения средств в охрану труда, в мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний.

Также немало замечаний высказывается по поводу компенсаций за сверхурочную работу и работу во вредных условиях труда, а также при увольнении. С другой стороны, объединения предпринимателей сетуют на слишком строгое по отношению к работодателю трудовое законодательство. По мнению представителя Минтруда, здесь предстоит вдумчивый поиск компромисса между работодателями и профсоюзами, причем компромисса, приемлемого именно для российского общества.

Болезненной проблемой остаётся низкий минимальный уровень оплаты труда. Заинтересованные стороны много раз пытались выйти на «дорожные карты», предусматривающие поэтапное повышение МРОТ, но, вынужден признать С.Вельмяйкин, существенных улучшений добиться не удалось.

По‑прежнему низок размер пособий по безработице. Здесь предлагается повысить их уровень, одновременно модифицировав условия предоставления.

Остаются высокими показатели младенческой и материнской смертности, хотя за последние пять-шесть лет их удалось снизить вдвое.

В целом задача ратифицировать большее число статей Хартии не снимается с повестки дня и Министерство открыто к сотрудничеству в этом процессе, подчеркнул С.Вельмяйкин.

Руководитель Департамента социального развития Аппарата Федерации независимых профсоюзов России Константин Добромыслов считает, что низкий уровень оценки труда работника не позволяет в настоящее время выстроить действенную систему социальной защиты. В самой Хартии, обратил внимание эксперт, числовых критериев социальной защиты нет, но эти показатели и методики их расчета подробно изложены в другом документе, в Европейском кодексе социального обеспечения. По мнению К.Добромыслова, необходимо работать над ратификацией этого документа, а также над ратификацией ряда конвенций Международной организации труда. Это позволит Правительству определить четкие цели и задачи совершенствования системы социальной защиты и будет стимулом к скорейшей их реализации.

Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина обратилась к роли профессиональных объединений, как работников, так и работодателей в осуществлении социальных гарантий, в том числе предусмотренных Социальной хартией. По мнению М.Москвиной, взаимный учет интересов работников, бизнеса и государства приобретает особое значение в кризисных условиях, когда многое зависит от состояния компаний, от условий ведения бизнеса.

Директор Департамента Европейской социальной хартии и Европейского кодекса социального обеспечения Генерального директората по правам человека и юридическим вопросам Совета Европы Режис Брия обратил внимание на то, что Европейская социальная хартия не требует единой социальной модели реализации своих положений. Наоборот, предполагается, что каждая страна на основе своих традиций выработает свое решение проблем. Отдавая должное работе по реализации положений Хартии, проведенной Россией, Р.Брия тем не менее заметил, что Хартия нами ратифицирована частично, между тем как все положения документа взаимосвязаны. Осуществление прав человека требует немалых затрат, признал Р.Брия, но пренебрежение ими может обойтись еще дороже.

Доцент кафедры трудового права и социального обеспечения Высшей школы экономики Елена Герасимова рассказала о том, как Европейский Комитет по социальным правам оценивает реализацию Россией ратифицированных ею положений Социальной хартии, остановившись подробнее на трудовых правах. У европейских экспертов возникают вопросы по поводу гарантий от дискриминации в трудовых отношениях и при осуществлении профсоюзной деятельности. Здесь, по их мнению, при наличии необходимых норм в законодательстве, отсутствуют эффективные механизмы, обеспечивающие их соблюдение. Второй блок вопросов связан с правом на забастовки, которое российским законодательством трактуется строже, чем европейскими и международными документами. Также, по мнению Комитета, необходимо расширить право на информацию и консультации по всем вопросам, которые влияют на статус работника.

Аудитор Счетной палаты Владимир Катренко привлек внимание к статьям Хартии, пока не ратифицированным Россией. По мнению аудитора, отсутствие системного подхода и дробление ресурсов не позволяют выстроить понятную, прозрачную и эффективную систему социальной защиты в таких сферах как пенсионное обеспечение или поддержка семьи и это тормозит процесс дальнейшей ратификации. Также необходимо структурировать и синхронизировать действия по реализации уже ратифицированных положений Хартии.

Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина Никита Лютов продолжил тему оценки европейскими экспертами российского трудового законодательства в части регулирования условий труда. Вопросы здесь касались условий предоставления минимального ежегодного отпуска, компенсации за сверхурочные работы, системы предупреждения об увольнениях, компенсации за работу во вредных условиях труда. Проблемой остается низкий минимальный уровень оплаты труда – по европейским критериям он должен быть в три раза выше.

Директор центра социальной ответственности и нефинансовой отчетности Российского союза промышленников и предпринимателей Елена Феоктистова посвятила выступление развитию системы социальных услуг, конкретно – мерам по привлечению негосударственного сектора в эту сферу.

Председатель Московского общества трудового права и права социального обеспечения Константин Крылов уверен, что несмотря на многие проблемы, в России в целом созданы условия для того, чтобы расширить свои обязательства в отношении Европейской социальной хартии, ратифицировав некоторые пока не прошедшие эту процедуру статьи. Более того, у нас накоплен немалый положительный опыт и, по мнению К.Крылова, Россия даже могла бы предложить к внесению в Хартию поправки, расширяющие ряд положений документа.

Член Европейского комитета по социальным правам Совета Европы Елена Мачульская также обратилась к вопросам о продолжении ратификации Россией статей Хартии. По мнению эксперта, определение «косвенной дискриминации» или уточнение концепции инвалидности не требуют ни значительных финансовых, ни организационных затрат. Ратификации статей о социальном обеспечении тоже возможна, так как в России законодательство есть практически по всем его видам. Проблемой остаются уровень социального обеспечения и законодательное определение понятия «типичного получателя».

Заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права РАН Галина Скачкова посетовала, что в ряде вопросов социального обеспечения, мы двигаемся скорее назад, чем вперед – например, в том, что касается выплаты пенсий работающим пенсионерам.

Директор Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата Федерации независимых профсоюзов Олег Соколов обратил внимание на парадоксальную ситуацию, когда налаженная система социального диалога, в частности – деятельность Трехсторонней комиссии, препятствует принятию решений в социальной сфере. О.Соколов напомнил участникам о Генеральном соглашении, касающемся обязательств России по ратификации ряда конвенций Международной организации труда, и предложил включить в этот документ обязательство по ратификации Европейской социальной хартии.