Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления провел парламентские слушания на тему «Вопросы реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и задачи совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства». Вел заседание председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, приняли участие: депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, главы, руководители и специалисты органов местного самоуправления, руководители общероссийских и межрегиональных объединений муниципальных образований, представители научного и экспертного сообщества.
Открывая слушания, заместитель Председателя Госдумы Сергей Неверов
Неверов
Сергей Иванович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 175 (Смоленский – Смоленская область)
отметил большую роль местного самоуправления в организации государственной власти на местах. По его словам, «нужно учитывать все многообразие местной специфики при организации органов власти и делегирования полномочий в муниципалитетах». С.Неверов подтвердил, что Государственная Дума открыта для сотрудничества и обмена мнениями.
Во вступительном слове Виктор Кидяев
Кидяев
Виктор Борисович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
рассказал, что в 2014 году в рамках реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации, был принят ряд федеральных законов, формирующих новый этап развития местного самоуправления в стране. По его словам, предложения муниципального сообщества реализованы в шести федеральных законах, касающихся работы органов местного самоуправления (МСУ), подробно В.Кидяев остановился на вопросах, решенных в двух базовых законах: №136 от 27.05.2014 г. и №131 от 6.10.2003 г.
Председатель Комитета подчеркнул, что необходим мониторинг регионального законодательства для его своевременного уточнения, «точечного» совершенствования норм федеральных законов и оказания консультационной помощи, а также «для обмена лучшими практиками».
В своем выступлении В.Кидяев наметил направления дальнейшего совершенствования местного самоуправления. Его поддержали участники парламентских слушаний, предлагая не только совершенствовать институты публичных компетенций региональных властей, но и расширять полномочия органов местного самоуправления.
На слушаниях проводился детальный анализ практики применения новых норм, а также поиска возможных мер по дальнейшему совершенствованию законодательства. Участники дискуссии поделились трудностями и проблемами при реализации положений базового закона, касающихся создания и функционирования муниципальных образований новых видов, изменения порядка формирования органов МСУ, сокращения перечня вопросов местного значения сельских поселений, практики перераспределения полномочий.
Выступавшие констатировали, что, несмотря на принятые меры на федеральном уровне, по‑прежнему наиболее трудным остается вопрос о необходимом и достаточном финансировании обеспечения деятельности муниципальных образований по решению вопросов местного самоуправления. Предлагалось сменить фискальную бюджетно-налоговую политику на стимулирующую, при которой муниципальные образования будут напрямую влиять на увеличение налоговых поступлений в свои бюджеты через механизмы расширения налогооблагаемой базы местных бюджетов и контроль за взиманием налогов.
Предметом обсуждения на слушаниях стала необходимость разработки и реализации стратегических документов, поскольку качественные стратегии сегодня являются залогом успеха муниципалитетов в перспективе. Актуальной задачей является и усовершенствование имеющихся правовых форм территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, к которым относятся инновационный центр «Сколково», наукограды, технопарки, особые экономические зоны, территориальные кластеры и часть ЗАТО. Предлагалось в перспективе рассмотреть вопрос о наделении наукоградов, части закрытых административно территориальных образований, наряду с моногородами, статусом территорий опережающего социально-экономического развития с применением к ним механизмов стимулирования инновационной деятельности и экономического роста. Для моногородов и ЗАТО предлагалось законодательно укрепить существующие форматы планирования в рамках комплексных программ субъектов Федерации, предусматривающих софинансирование, а органам МСУ наукоградов и городских округов с внутригородским делением – предоставить право на создание фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Участники слушаний поддержали усилия органов власти всех уровней, направленные на расширение участия граждан в осуществлении местного самоуправления, на укрепление института старост, возрождение добровольчества и благотворительности, создание общественных палат (советов) как механизма привлечения широкого круга представителей различных местных сообществ к муниципальной деятельности.
Вопрос кадрового голода, в связи с ним — формирование общей базы вакансий, создание прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на должности муниципальной службы, совершенствования целевого обучения при подготовке кадров, поднимался представителями регионов.
На сегодняшний день в законодательстве не определены достаточные условия для привлечения частных инвесторов в долгосрочные инфраструктурные проекты, отмечали выступавшие, поэтому на рассмотрении Госдумы находится законопроект №238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства (ГЧП) в Российской Федерации», направленный на создание единых правовых условий для привлечения инвестиций на основе ГЧП и муниципально-частного партнерства (МЧП) и принципов самоокупаемости. Участники слушаний настаивали на необходимости уточнения понятия ГЧП, закреплении понятия МЧП, а некоторые предлагали трехстороннее государственно-муниципально-частное партнерство.
Все участники дискуссии поддержали продолжение работы по дальнейшему развитию законодательства в сфере муниципального строительства и смежных отраслях права.
Подводя итог обсуждения, В.Кидяев отчитался, что за год в Комитет поступило более 7 тысяч обращений от органов МСУ с различными вопросами и предложениями, и поблагодарил всех за активное участие в законотворческом процессе. Все предложения и рекомендации участников парламентских слушаний, адресованные Правительству, Государственной Думе, органам государственной власти субъектов Федерации, будут аккумулированы в Комитете Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и размещены на его странице в интернете.