7 апреля состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности
7 апреля 2015 года под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 689941–6«О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в части упрощения погашения регистрационной записи об ипотеке)
В соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» жилое помещение, приобретенное военнослужащим – участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих находится в силу закона в залоге у Минобороны России, ФСБ, МВД России или другого федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходит службу.
Поскольку специальный порядок погашения регистрационной записи о военной ипотеке законодательно не установлен, то на каждого военнослужащего приходится оформлять доверенность и уведомление для самостоятельного снятия им залога с приобретенного жилья или направлять в командировку сотрудников в соответствующую воинскую часть. После получения указанных документов военнослужащий должен лично обращаться в орган Росреестра, нередко находящийся на значительном удалении от места службы.
Законопроектом предлагается установить специальный порядок погашения регистрационной записи о залоге квартиры, приобретенной по военной ипотеке, — в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган Росреестра заявления уполномоченного органа о снятии залога.
Принявшие участие в обсуждении законопроекта депутаты поддержали принятие законопроекта, поскольку он направлен на сокращение временных и финансовых затрат как бюджетных средств, так и средств самого военнослужащего на погашение записи о залоге квартиры, приобретенной по «военной ипотеке».
Депутаты рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Вторым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 696014–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» (в части уточнения порядка перечисления денежных средств владельцам выкупаемых ценных бумаг)
Законопроект предусматривает норму, согласно которой акционер, приобретший 95 процентов акций открытого акционерного общества и желающий реализовать свое право полностью выкупить оставшиеся акции у других акционеров, должен будет внести денежные средства за выкупаемые акции в депозит нотариуса по месту жительства каждого из акционеров, чьи акции подлежат выкупу. Действующая редакция Федерального закона «Об акционерных обществах» предусматривает, что указанные денежные средства должны быть перечислены в депозит нотариуса по месту нахождения общества.
В ходе обсуждения законопроекта было отмечено, что мажоритарный акционер обязан внести деньги в депозит нотариуса по месту нахождения общества только в том случае, если миноритарный акционер не сообщил ему в ответ на заявленное требование о выкупе акций реквизиты своего счета в банке, на который должны быть перечислены денежные средства за выкупаемые ценные бумаги, или адрес для осуществления почтового перевода этих денежных средств. При этом такие требования направляются акционерам в порядке, предусмотренном законом для направления сообщения о проведении общего собрания акционеров, а этот порядок не подвергается сомнению как недостаточно надежный. Соответственно, миноритарные акционеры имеют возможность сообщить мажоритарному акционеру информацию, необходимую для получения ими денежных средств путем зачисления на банковский счет или почтовым переводом.
Также, законопроект не определяет, что должен делать мажоритарный акционер в случае, если акционером общества является иностранное лицо, имеющее постоянное место жительства или место нахождения за пределами Российской Федерации. Исполнение обязательства перед таким акционерам посредством перечисления денежных средств на депозит зарубежного нотариуса должно учитывать положения и ограничения российского законодательства и законодательства соответствующего иностранного государства. При этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит прямых норм о порядке такого депонирования.
Кроме того, следует принимать во внимание, что процедура внесения денег на депозит нотариуса сама по себе является достаточно затратной. Предлагаемая законопроектом процедура, предусматривающая необходимость внесения денежных средств на депозиты многих нотариусов, займет значительное время и может привести к нарушению установленных законом сроков оплаты выкупаемых акций. Также это повлечет дополнительные материальные издержки для мажоритарного акционера.
По мнению Комитета, действующая редакция Федерального закона «Об акционерных обществах» в большей мере обеспечивает баланс прав акционеров нежели предлагаемая законопроектом норма. По результатам обсуждения было принято решение не поддерживать законопроект.
Третьим вопросом депутаты рассмотрели проект федерального закона № 721715–6
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управление государственным
(муниципальным) имуществом» (внесен Правительством Российской Федерации)
Законопроект предусматривает дополнение КОАП новыми составами административных правонарушений:
совершение сделок государственными (муниципальными) унитарными предприятиями или учреждениями без согласования с госорганом, который осуществляет полномочия собственника имущества;
непредставление или ненадлежащее представление в Росимущество сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
Согласно Гражданскому кодексу РФ государственное и муниципальные предприятие, а также учреждения обязаны предварительно согласовать с Росимуществом или отраслевым министерством сделки с закрепленным за предприятием или учреждением федеральным имуществом. Аналогичный порядок действует в отношении государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.
Вместе с тем, законодательно не установлена административная ответственность за нарушение такого порядка, что влечет за собой незаконное отчуждение имущества из государственной и муниципальной собственности, к примеру, его продажу по заниженной стоимости, на внеконкурсной основе и т. д. Кроме того имеются неоднократные случаи выдачи руководителями государственных и муниципальных предприятий и учреждений поручительств по кредитам и займам третьих лиц, что приводит к обращению взыскания кредитором на государственное (муниципальное) имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за такими унитарными предприятиями либо учреждениями.
Аналогичная ситуация сложилась с исполнением руководителями государственных и муниципальных предприятий, представителями государства в органах управления акционерных обществ с участием государства в уставном капитале обязанности предоставлять в федеральные органы исполнительной власти отчеты о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поскольку ответственность руководителей последних за неисполнение данной обязанности отсутствует.
Административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка согласования сделок предлагается установить в виде штрафа в процентах от суммы сделки или в виде дисквалификации на срок от 6 месяцев до трех лет.
Депутаты поддержали концепцию законопроекта, поскольку установление административной ответственности за упомянутые весьма серьезные правонарушения уменьшат количество злоупотреблений при совершении сделок с государственным и муниципальным имуществом, а также случаев непредставления необходимой информации о финансово-экономическом положении предприятия в государственные органы.
Необходимо также учесть, что введение административной ответственности не исключает наступления уголовной ответственности в случае умышленных действий (бездействия) руководителя государственного унитарного предприятия или учреждения, повлекших причинение государству ущерба в крупном или особо крупном размере, а также гражданско-правовой ответственности по возмещению ущерба.
При подготовке законопроекта ко второму чтению участники обсуждения отметили, что следует расширить применение такого вида административного взыскания, как дисквалификация руководителя организации. Такое наказание представляется целесообразным применять за непредставление или ненадлежащее представление должностным лицом отчета о финансово-хозяйственной деятельности организации.
Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.