В Госдуме проанализировали действие Градостроительного кодекса

1 из 3
Парламентские слушания на тему "Десять лет Градостроительному кодексу Российской Федерации: анализ преобразований и направления совершенствования".
Парламентские слушания на тему "Десять лет Градостроительному кодексу Российской Федерации: анализ преобразований и направления совершенствования".
Парламентские слушания на тему "Десять лет Градостроительному кодексу Российской Федерации: анализ преобразований и направления совершенствования".
Парламентские слушания на тему "Десять лет Градостроительному кодексу Российской Федерации: анализ преобразований и направления совершенствования".
Парламентские слушания на тему "Десять лет Градостроительному кодексу Российской Федерации: анализ преобразований и направления совершенствования".
Парламентские слушания на тему "Десять лет Градостроительному кодексу Российской Федерации: анализ преобразований и направления совершенствования".

/ 3

19 марта состоялись парламентские слушания Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству на тему «Десять лет Градостроительному кодексу Российской Федерации: анализ преобразований и направления совершенствования».

В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, профессионального и научного сообщества, органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления. Вел слушания председатель Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Алексей Русских Русских Алексей Юрьевич Русских
Алексей Юрьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
.

Открывая заседание, А.Русских отметил, что принятый в 2004 году «Градостроительный кодекс является базовым для страны», при этом «он постоянно находится в центре внимания строительного сообщества».

Кодекс окончательно закрепил сферу регулируемых им отношений, а именно: территориальное планирование, градостроительное зонирование, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капстроительства. Кодексом было закреплено, что на уровне Российской Федерации, субъекта Федерации, территориальное планирование носит отраслевой характер, на их уровне принимаются документы территориального планирования, на уровне городов принимаются генеральные планы.

Новеллой Кодекса является норма, закрепляющая разработку генплана применительно к территории всего муниципального образования, а не населенного пункта, как это было ранее. При этом Кодекс значительно расширил полномочия органов местного самоуправления: впервые на законодательном уровне урегулировал всю процедуру проведения строительства – от изысканий до ввода в эксплуатацию.

Перед Кодексом сейчас стоят новые задачи в свете новых экономических реалий, увеличения объемов дорожного строительства, развития Дальневосточного региона, уверен А.Русских. По его мнению, дальнейшее совершенствование Кодекса – задача и нынешних парламентских слушаний, и всего экспертного сообщества.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум Шаккум Мартин Люцианович Шаккум
Мартин Люцианович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0120 (Красногорский – Московская область)
в своем выступлении отметил «судьбоносные поправки» Градостроительного кодекса: 2006 г. – это комплексная застройка, 2008 г. – переход от лицензирования к саморегулированию, 2011 – территориальное планирование, пересмотр ответственности за вред причиненный при строительстве. Но, по его словам, еще предстоит большая работа по развитию информационной открытости саморегулируемых организаций и их ответственности.

Среди проблем ГК М.Шаккум назвал: понятийную, заложенную при создании Кодекса; формализм, связанный с принижением роли архитектора, приведший города «к облику каменных джунглей»; создание инфраструктуры только за счет административного ресурса. «Градостроительный кодекс для того, чтобы мы создавали благоприятную среду для наших граждан», — резюмировал он.

Заместитель Министра строительства и ЖКХ Наталья Антипина подтвердила, что за 10 лет в Градостроительный кодекс было внесено более 70 изменений, но главная задача – устойчивое развитие территорий – по‑прежнему выполняется. Министерство ведет большую разъяснительную работу с муниципалитетами по планировке территорий и проведению изыскательских работ, сокращению сроков проектирования. По ее мнению, нуждаются в уточнении некоторые формулировки понятий Градостроительного кодекса, более того, Министерство аккумулирует обращения участников градостроительной деятельности для дальнейшего внесения изменений в действующее законодательство.

Говоря о земельном надзоре и других законодательных актах, заместитель Министра экономического развития Павел Королёв отметил, что 10-лет – важная веха в плане планирования развития территорий. Но «в последние годы работа шла особенно сложно, так как не были урегулированы нормы гражданского законодательства». Сейчас, по его словам, «подошли вплотную к новому формулированию территориального зонирования»: разработан соответствующий законопроект, вводится понятие условно-разрешенного землепользования, — «гармонизируется действующее законодательство» для введения единообразного порядка зонирования территорий.

Заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Рыбас подчеркнул, что, с точки зрения его ведомства, требования к саморегулируемым организациям «реализованы не полностью», эти организации «пошли по пути коммерциализации». Среди наиболее распространенных нарушений назвал: несоблюдение требований к допускам, требований к членству в СРО и исключению из них, неприменение требований к открытости СРО и ряд других.

Проблемные вопросы развития строительной отрасли в своем выступлении затронул и президент НОСТРОЙ Николай Кутьин. Он также поблагодарил Госдуму «за возможность улучшения качества работы профессионального сообщества». По его мнению, Кодекс нуждается в совершенствовании: например, нужно устранить путаницу понятий «застройщик – заказчик»; расширить предметы государственного строительного контроля и надзора, включив туда объекты малого строительства. «Любые изменения в Градостроительный кодекс должны подвергаться широкому обсуждению в профессиональном сообществе», — подчеркнул он.

Кроме того, участники слушаний отмечали, что «профессионалы в строительной деятельности решают все меньше и меньше», поэтому и появляются каменные джунгли, и даже возможно появление социальных гетто. Для решения этой проблемы нужно главенствующую роль отдать профессионалам, в первую очередь, наделить всеми возможными полномочиями главных архитекторов городов, и в целом заняться профессиональной квалификацией лиц, готовящих документы территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

До сих пор нет единой картографической основы. Это, по мнению экспертов, делает невозможным сопоставление необходимых сведений при ведении государственного кадастра недвижимости и влечет финансовые затраты, усложняет осуществление единого информационного взаимодействия.

По итогам парламентских слушаний подготовлен перечень конкретных рекомендаций Государственной Думе и Правительству Российской Федерации.

В частности, Государственной Думе рекомендовано рассматривать в приоритетном порядке законопроекты, совершенствующие законодательство о градостроительной деятельности. В период весенней сессии 2015 года принять проекты федеральных законов: № 642612–6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости»; №714996-6 «О внесении изменений в статьи 55–10 и 55–16 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации); № 732450–6 «О внесении изменений в статьи 49 и 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в части устранения излишних административных процедур при проведении экспертизы проектной документации).

Правительству Российской Федерации необходимо: ускорить подготовку поправок к законопроекту №222336-6 «О внесении изменений в пункт 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения норм об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства); разработать и внести в Государственную Думу законопроекты, направленные на установление порядка проведения мониторинга качества документов территориального планирования, требований к единой картографической основе и механизмов эффективного информационного взаимодействия при документировании территориального планирования. Также Правительству нужно расширить сферы компетенции органов государственного строительного надзора и совершенствовать институт публичных слушаний, проводимых при подготовке генеральных планов поселений и городских округов, правил землепользования и застройке, проектов планировки и межевания территории.