Государственная итоговая аттестация нуждается в единых критериях и единой шкале оценки - с «круглого стола» 11 марта

Комитет по образованию провел «круглый стол» на тему: «Правовое регулирование итоговой аттестации обучающихся по окончании основного общего образования в условиях совершенствования общероссийской системы оценки качества образования».

В обсуждении участвовали депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, законодательных собраний субъектов Федерации, руководители образовательных учреждений.

Открывая дискуссию, председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов Никонов Вячеслав Алексеевич Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что вопрос итоговой аттестации девятиклассников далеко не праздный. Он во многом связан со стимулами к обучению, образовательными траекториями, единством образовательного пространства.

Заместитель председателя Комитета Ирина Мануйлова Мануйлова Ирина Викторовна Мануйлова
Ирина Викторовна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
подчеркнула, что итоговая аттестация является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и позволяет оценить не только степень выполнения образовательной программы по отдельным предметам, но и готовность продолжения обучения на уровне среднего общего образования и в организациях среднего профобразования.

«Не следует ограничивать значение итоговой аттестации только инструментом контроля и фиксацией результата. Это должен быть инструмент управления качеством образования. Ведь любое изменение в системе итоговой аттестации приводит к существенным изменениям в системе обучения», — уверена она.

По мнению И.Мануйловой, шкала оценки должна быть единой для всех регионов, а число школьных экзаменов целесообразно увеличить. Но делать это нужно по мере готовности регионов. Следует просчитать дополнительные затраты, нужны данные о готовности системы СПО обеспечить число мест для выпускников девятых классов, в том числе и тех, кто не наберет минимального количества баллов, необходимых для получения аттестата.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов напомнил, что в настоящее время регионы могут устанавливать свою шкалу оценки в зависимости от того, как прошел экзамен. В 2014 году 52 субъекта Федерации снизили минимальный бал сдачи экзамена по русскому языку, в 63 — по математике.

Основными проблемами государственной итоговой аттестации руководитель Рособрнадзора назвал необъективность, которая впоследствии влечет низкую готовность учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе, снижение выборности предметов и противоречия международной практике.

Сообщив, что в 2015 году запланированы проверки пунктов сдачи ГИА в девятых классах и ряд других мер по повышению объективности и информационной безопасности, С.Кравцов заверил, что серьезных изменений в проведении ГИА в текущем году не произойдет.

Это подтвердила и первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. «Один из принципов деятельности Министерства — не принимать каких‑либо изменений без широкого предварительного общественного обсуждения», — пояснила она.

Вместе с тем, по словам Н.Третьяк, с 2016 года целесообразно в дополнение к двум обязательным экзаменам по математике и русскому языку ввести еще два экзамена по предметам, которые выберут сами учащиеся. При этом результаты ГИА по выбранным предметам не будут влиять на аттестат, а регионы сохранят за собой право устанавливать минимальный порог прохождения аттестации. Но система оценивания будет единой.

С 2017 года установление минимального порога прохождения итоговой аттестации в девятых классах планируется передать на федеральный уровень, что потребует соответствующих поправок в законодательство. Такие изменения будут способствовать повышению прозрачности итоговой аттестации и укреплению единства образовательного пространства.

Кроме того, с 2017 года результат экзамена будет влиять на итоговую оценку в школьном аттестате.

В дальнейшем планируется поэтапно увеличивать количество экзаменов по самостоятельно выбранным предметам. С 2018 года их будет три, а с 2020 года — четыре.

Заметив, что культура сдачи экзамена, самопроверки и оценки достижений должна формироваться с первого класса, Н.Третьяк сообщила, что с 2016 года предлагается ввести в практику школ всероссийские проверочные работы. Такие испытания будут проводить и оценивать сами школы, но по единым контрольно-измерительным материалам и в единый день. В 2015 году такая практика будет опробована на отдельных предметах в ряде регионов, с 2016 года всероссийские проверочные работы планируется ввести в четвертых классах, а с 2017 года они станут обязательными в начальной и основной школе.

В ходе дискуссии первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Лилия Гумерова предложила при проведении ГИА для девятиклассников учитывать психологические особенности учащихся. «Если проанализировать, сколько здоровых детей приходит в первый класс и сколько их в девятом — цифры далеко не радужные» — заметила она.

Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко, говоря о проблемах качества обучения в массовой, не элитной, школе, отметила, что в последние годы методика преподавания практически утрачена и заменена образовательными технологиями. В результате только менее 20% детей, окончив школу, умеют выделять суть и видеть причинно-следственные связи, а значит, и в вузах учить студентов становится сложнее. В качестве положительного примера О.Артеменко привела школы Крыма, где методика преподавания сохранилась.

Заместитель Председателя Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова высказалась за единые требования к формированию экзаменационных материалов и единые критерии оценки результатов выполнения заданий.

Идею введения единой для всех регионов шкалы оценки при сдаче ГИА поддержал заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Оренбургской области по образованию, науке, культуре и спорту Виктор Доценко. Ситуация, когда «тройка» в Твери соответствует «четверке» во Владимире, не способствует сохранению единого образовательного пространства, — заметил он.

Заместитель председателя комитета по образованию Думы Ставропольского края Людмила Редько отметила, что итоговая аттестация позволила добиться большой степени прозрачности: 63 региона «поставили по математике «единицу» с минусом и дают аттестаты». Теперь нужно говорить не о дальнейшем повышении прозрачности, а о том, что должно следовать за диагнозом. «Если тебе не нравится то, что получаешь — меняй то, что даешь», — резюмировала представитель Ставропольского края и высказалась за единство программ, формулировок и понятий. Пока же, по ее словам, у девятиклассников 50% времени на экзаменах уходит на сопоставление формулировок в заданиях с теми, которые они изучали в школе.