Участники «круглого стола»: Подготовка рабочих кадров - задача государственная

1 из 10
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".
Круглый стол Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему "О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования".

/ 10

Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов провел «круглый стол» на тему: «О комплексе мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования».

В обсуждении приняли участие депутаты, представители министерств, руководители промышленных предприятий и учреждений среднего профобразования.

Открывая дискуссию, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина напомнила, что в соответствии с поручением Президента до 31 марта должен быть утвержден комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования и перечень из 50 наиболее востребованных рабочих специальностей. Соответствующие документы готовит Министерство образования и науки.

«Развитие современной инновационной экономики невозможно без подготовки кадров. В ситуации, когда среднее профобразование сконцентрировано на региональном уровне, особенно важно видеть, что предлагает Правительство для развития единой системы», — заметила она.

Заместитель Председателя Госдумы Андрей Исаев Исаев Андрей Константинович Исаев
Андрей Константинович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 33 (Удмуртский – Удмуртская Республика)
подчеркнул, что только развитие собственных отраслей обрабатывающей промышленности поможет преодолеть кризис. «Падение цен на энергоносители, необоснованные санкции в отношении России обнажили застарелые проблемы, на которые в течение долгого времени не обращалось должного внимания. Акцент должен быть сделан на формировании рабочей аристократии, инженерных кадров, создании класса, который станет локомотивом развития нашей экономики», — сказал А.Исаев.

По его оценке, в сфере подготовки рабочих кадров «дела обстоят как нельзя плохо». С 1993 года в России вдвое выросло количество людей с высшим образованием. «В то же время мы видим катастрофическое снижение специалистов со средним профобразованием. Их число сократилось более чем вдвое — с 1 млн. 750 тысяч до 770 тысяч человек, — сообщил А.Исаев. — Из регионов поступают сигналы о закрытии бывших ПТУ. Это вызов развитию нашей промышленности и серьезный социальный вызов. Ведь в целом ряде небольших городов и поселков закрытие соответствующих учебных заведений означает, что молодежь будет выброшена на улицу, останется без профессии и устойчивого рода занятий, что отразится на криминогенной обстановке и на состоянии рынка труда».

Новая программа подготовки специалистов со средним профобразованием должна стать результатом межведомственной работы. Важно соотнести межу собой профессиональные и образовательные стандарты, подключить бизнес-сообщество в качестве основного заказчика кадров, считает А.Исаев. В то же время, по его словам, предварительное знакомство с подготовленными Министерством образовании и науки материалами пока «вызывает больше вопросов, чем ощущения удовлетворения».

Профобразование необходимо поднять с регионального на федеральный уровень, считает заместитель Председателя Госдумы. «Формально за это отвечают регионы. Но идеологически, содержательно, а в каких‑то вопросах и материально за это должен отвечать федеральный центр. Стратегия подготовки рабочих кадров должна быть не региональной и не местной, а общероссийской», — сказал он.

В том, что подготовка мастеров, рабочих — задача государственная, уверена и первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Алла Кузьмина Кузьмина Алла Владимировна Кузьмина
Алла Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
. Аргументируя свою позицию, она напомнила, что первый указ о создании ремесленных училищ был подписан еще Петром I.

Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Наталия Золотарева сообщила, что в России действует более 530 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профобразования, а соответствующая подготовка ведется в четырех тысячах организаций. Она также рассказала, что с 2013 года реализуется Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, одобренная коллегией Министерства. В соответствии со стратегией система формирования квалификаций должна быть гибкой и быстро настраиваемой как на потребности региональной экономики, так и на международные изменения по отраслям. Требуется также стимулировать работодателей к участию в подготовке кадров и усилить практическую составляющую обучения с тем, чтобы от 50 до 70% времени студенты проводили на предприятиях или учебных полигонах.

В соответствии с поручением Президента Министерство приступило к разработке перечня 50 востребованных профессий. В его основе перечень компетенций WorldSkills International. Это профессии, которые в мире считаются наиболее популярными и перспективными, — пояснила представитель Минобрнауки, признав одновременно, что сам по себе вопрос не простой и требует всестороннего тщательного обсуждения.

Конкурс WorldSkills, при всем уважении к нему, не может быть основой для формирования перечня 50 самых востребованных в России рабочих профессий, считает первый заместитель председателя Комитета по образованию Владимир Бурматов Бурматов Владимир Владимирович Бурматов
Владимир Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 190 (Металлургический – Челябинская область)
. «Конкурсная процедура — это одно, а потребности экономики — совсем другое, но именно они должны быть определяющими», — заметил он.

Одной из главных причин слабого спроса на среднее профессиональное образование в России В.Бурматов назвал отсутствие престижа рабочих специальностей. По его словам, необходимо также преодолеть дисбаланс в системе подготовки и потребностях экономики, создать работодателям условия для обучения специалистов в уже имеющихся государственных организациях профобразования, а также провести ревизию учреждений СПО. «Надо посмотреть, чем они в действительности занимаются, специалистов какого уровня готовят. Но это должен быть не мониторинг, подобный тому, который проводили в вузах, а качественная оценка корреляции с потребностями экономики каждого региона», — уточнил депутат.

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Демин констатировал, что из почти четырех с половиной тысяч учебных заведений только порядка тысячи активны и готовы ответить на вызов экономики.

Вице-президент РСПП Федор Прокопов, заметив, что доля крупных компаний в трудоустройстве выпускников СПО не превышает 10%, обратил внимание участников дискуссии на проблему подготовки кадров для среднего и малого бизнеса. Организациям СПО предстоит научиться работать с множеством небольших работодателей и подстраиваться под них.

По итогам обсуждения Министерству образования и науки рекомендовано проанализировать достаточность численности учреждений СПО и учащихся в них по каждому региону, систематизировать вопросы финансирования, рассмотреть возможность возвращения на федеральный уровень некоторых учреждений СПО, готовящих работников по узким, нужным стране, но не всегда востребованным в регионах профессиям, а также проработать вопрос о прямом финансировании из федерального бюджета процесса обучения по 50 наиболее востребованным профессиям.

Участники дискуссии также сошлись во мнении, что ключевым условием повышения престижа рабочих специальностей и важнейшей мотивацией для поступления молодых людей в соответствующие учебные заведения является достойная оплата труда.

«В начале 70-х я поступал в техникум на специальность «горный электромеханик», у нас был конкурс 17 человек на место. Закончив техникум, я получил первую зарплату в 440 рублей, в то время как в городе с учетом северного коэффициента она не превышала 240 рублей, — рассказал Председатель Росуглепрофа, член Общественной палаты Иван Мохначук. — А сегодня шахтеру, работающему под землей, платят всего 20 тысяч рублей».

«Когда офисный мальчик будет получать 60 тысяч, а рабочий 150 тысяч рублей — вот тогда можно будет говорить о престиже рабочих специальностей», — подытожил депутат Валерий Трапезников Трапезников Валерий Владимирович Трапезников
Валерий Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, до избрания в Госдуму работавший токарем на Пермском заводе.