/ 19
Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
на круглом столе «Восстановление доверия в Европе. Роль парламентских институтов»:
«Добрый день, уважаемые коллеги!
Это первая наша встреча в 2015 году. И очень хотел бы надеяться, что в наступившем году Европа сможет преодолеть последствия ошибок прошлых лет и не допустить новых.
Мы находимся в ПАСЕ, в Совете Европы, в Уставе которого записано, что его целью является достижение большего единства между его членами во имя защиты общих для них идеалов и принципов.
В свою очередь, ПАСЕ продолжает по привычке называть себя «демократической совестью Европы». Но скажите, где эта совесть сейчас, когда в центре Европы – на Украине – под ударами войск собственного государства гибнут мирные жители, старики и дети, женщины, разрушается жизнеобеспечивающая инфраструктура?
Уже 9 месяцев ПАСЕ блокирует полноценное участие российской делегации в своей работе, тем самым выступая инструментом давления на несогласных. Ассамблея под бюрократическим предлогом не допустила нашего обращения в Венецианскую комиссию с предложением дать правовую оценку государственного переворота, произошедшего в Киеве в феврале прошлого года.
При этом на другой площадке – в Парламентской ассамблее ОБСЕ – полезный диалог идёт, продолжается. Именно по нашему предложению там была создана межпарламентская группа связи по Украине. Мы знаем, что её работе препятствуют усилия США и, к сожалению, двух европейских стран (Польши и Украины). И это ещё один пример действий, не способствующих повышению уровня доверия и безопасности.
Доверие – очень хрупкая категория. Мы видим: чтобы его разрушить, достаточно просто уйти от диалога, приучиться лгать, подменить право бюрократическим манипулированием, а правду – воинствующей информационной пропагандой. Есть ещё один верный способ разрушить доверие – это имитировать деятельность, что, к сожалению, подчас и происходит на площадке ПАСЕ.
Да, с её Президентским комитетом мы встречались трижды – последний раз 2 дня назад здесь, в этом же зале. И есть ощущение, что консультации не проходят даром, а в ПАСЕ начинают осознавать ошибочность своей прежней позиции. Стали звучать вопросы о неправомерности санкций в отношении парламентариев, поднимаются и другие острые темы. Я очень благодарен коллегам, которые смело и ответственно ставят в повестку дня подобные вопросы. Но лишь дискуссия о полномочиях российской делегации до конца покажет, способна ли ПАСЕ признать и учесть уроки прошлого года. А значит – целесообразно ли продолжение нашей работы в рамках ПАСЕ и других структур Совета Европы.
Хочу подчеркнуть: без участия России обеспечить безопасность Европы и мира невозможно. Нельзя отвести не только угрозу терроризма, но и угрозу потери общеевропейского единства и самостоятельности всего континента.
Чтобы не оказаться на обломках собственного дома и не плестись в хвосте чужих заокеанских национальных интересов, политикам Европы надо как можно скорее осознать несколько, на мой взгляд, очень и очень важных вещей.
Первое – что Россия оказалась единственной страной, которая ещё способна противостоять новым агрессивным планам Вашингтона по переделу мира и континента с использованием методов, далёких от демократии и права. Об этих методах уже немало рассказал миру Эдвард Сноуден. Напомню, что речь идёт о тотальном прослушивании телефонных переговоров, о контроле частной корреспонденции, то есть – о грубейшем нарушении прав сотен миллионов граждан во всём мире. А в отношении глав других государств – это ещё и попрание любых дипломатических и этических стандартов. Может быть, за это Евросоюз наложил на США санкции? Или призвал к их международной изоляции? Отнюдь.
Недавно достоянием гласности стала и системная подготовка спецслужб США к ведению кибервойн, к атакам на объекты как военной, так и гражданской инфраструктуры. Скажите, разве такая деятельность оставляет место для доверия?
Американцы – замечательный, предприимчивый, талантливый народ. Я не думаю, что они желают зла другим. Конечно же, нет. Но внешняя политика Штатов – это абсолютное зло для Европы. Чего стоит лишь одна навязчивая идея исключительности американской нации! Здесь сразу вспоминаются авторы подобной идеи исключительности одной расы…
Второе – что европейским политикам необходимо сделать немедленно – это покончить с антироссийской истерией. Бездоказательное обвинение России во всём подряд стало просто какой‑то модой. Для этого не требуют ни фактов, ни логики. Такое поведение для политиков, облечённых доверием народов Европы, на мой взгляд, просто аморально. Но окончательно подтвердить, что Европа вернулась к осознанию реальности, сможет только полное снятие санкций в отношении нашей страны.
Третье. Надо увидеть реальные вызовы, стоящие сейчас перед европейской цивилизацией. Европа становится всё сложнее и многообразнее в расовом и национальном, идеологическом и религиозном плане. Это создаёт немалые преимущества, но несёт и угрозу напряжения и даже раскола. Возникает потенциально конфликтная среда, которой здесь раньше не было. Другими становятся и поводы для конфликтов. А значит, надо больше внимания уделять изучению современного социума, расширению общественного диалога, в том числе, с участием конфессий. Но задам риторический вопрос: легко ли будет стремиться к внутреннему диалогу, делая ставку на конфликт вовне? Поверят ли сами европейцы таким политикам?
В‑четвёртых, недавние события – в том числе трагические, связанные с убийством журналистов в Париже – вновь подняли вопросы о свободе слова, её границах или отсутствии таких границ. Очевидно, что для всех нас свобода слова – это важнейшая ценность, прямо связанная и с уровнем доверия. Скажите: насколько отражена позиция России в нынешнем европейском медийном пространстве? Во многих ли ваших публичных дискуссиях, имеющих отношение к моей стране, участвуют политики, эксперты, представляющие российскую точку зрения? И почему вдруг стало допустимым жёстко блокировать даже не мнения, а факты?
Ну, и наконец – об украинском кризисе. Надо осознать, что он имеет внутриукраинский характер. Его истоки и пути решения находятся в самой Украине. При этом киевская власть и её сторонники – это далеко не вся страна. Жители Донбасса, оппозиция в других регионах Украины – это тоже Украина. И путь к миру лежит через диалог всех политических сил и регионом. А стержнем такого диалога должен быть вопрос о форме государственного устройства.
Это, разумеется, не всё, о чём Европе важно задуматься. Но чтобы исполнить хотя бы часть из названного мной, надо безусловно восстановить диалог здесь, на площадке Парламентской ассамблеи. Иначе доверие будет подорвано окончательно. И с этим крайне тяжёлым наследием придётся жить новым поколениям всех европейских народов.
Давайте перейдём к дискуссии».