В Госдуме обсудили совершенствование нормативно-правового регулирования охраны окружающей среды
В Государственной Думе прошло расширенное заседание Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему «Совершенствование нормативно-правового регулирования в свете реализации положений Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные Российской Федерации».
В обсуждении приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научного, экспертного и бизнес сообщества. Вел заседание председатель Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин
Кашин
Владимир Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
.
Открывая дискуссию, В.Кашин рассказал о значимости экологической проблематики, что подтверждает создание две недели назад вслед за комитетским советом и высшего государственного экологического совета. «Его цель – обсуждение наиболее значимых законопроектов и правоприменительной практики. От того, каким образом мы отработаем законодательные акты, будет зависеть успешность закона», — отметил В.Кашин.
По его словам, принятие в текущем году Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные Российской Федерации» явилось наиболее значимым событием в сфере экологической безопасности. Но еще много проблем, «мы, по‑прежнему, не меньше стали сбрасывать и выбрасывать вредных веществ». Поэтому, считает председатель Комитета, необходимо усиливать роль экономических инструментов в обеспечении качества окружающей среды, а также развития правовых норм, регулирующих применение наилучших технологий, как, например, в Татарстане, где «мы видим системную работу».
О сокращении административных барьеров, системе надзора и других новеллах действия закона подробно рассказала заместитель директора департамента Минприроды Виктория Венчикова. По ее словам, основные подзаконные акты должны быть разработаны к 2019 году.
Отмечалось, что законы экологической направленности влияют и на другие законы: о промышленной политике, о стандартизации. В ближайшие три года предстоит разработать 47 справочников, уже действует Комитет по стандартизации и создается инфраструктура, готовятся кадры, рассказал представитель Федерального агентства по техническому регулированию и методологии.
Министр экологии Красноярского края Елена Вавилова проинформировала, как изменилась экологическая обстановка в крае за последние годы, отметив, что 90% всех вредных выбросов принадлежит предприятиям, подконтрольным федеральному экологическому надзору, например, «Норильский никель». Рассказала об «оптимистичных планах» – снижении к 2020 году выбросов на 60%. «Экономика – экономикой, но нужно ответственное отношение к жителям страны. Никакое экономическое стимулирование пока не приносит ожидаемых результатов», — подчеркнула Е.Вавилова и выразила большую надежду на закон контроля.
Устанавливаемая этим законом система правового регулирования эффективно усиливает меры государственного управления и надзора в отношении предприятий, оказывающих наиболее сильное негативное воздействие на окружающую среду. На предприятиях традиционных «грязных отраслей» должна быть за четырнадцать лет (максимальный срок) проведена модернизация на принципах НДТ. Поэтому высший экологический совет Комитета считает целесообразным «оказать содействие уполномоченным органам государственной власти в подготовке и принятии 33-х подзаконных нормативно-правовых актов».
В проекте рекомендаций расширенного заседания совета Госдуме предлагается: обеспечить в период осенней сессии 2014 года принятие во 2 и 3 чтении законопроекта № 584399–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; учесть в работе над законодательными инициативами целесообразность усиления роли экономических механизмов в обеспечении охраны окружающей среды.
По итогам обсуждения, участники расширенного заседания разработают рекомендации для Правительства России, Минприроды, Федерального агентства по техническому регулированию и методологии, ТПП, РСПП, а также для органов государственной власти субъектов Федерации.