Госдума приняла закон о приостановлении действия ДОВСЕ
На пленарном заседании 7 ноября Государственная Дума приняла закон «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе». За закон, внесенный Президентом, проголосовали 418 депутатов.
Договор, подписанный в Париже 19 ноября 1990 года и вступивший в силу 9 ноября 1992 года, устанавливал равновесие сил государств — участников двух военно-политических союзов — Организации Варшавского Договора и Организации Североатлантического Договора (НАТО) — и ограничивал возможности размещения обычных вооружений вдоль линии соприкосновения.
В основе ДОВСЕ лежит система количественных ограничений на пять основных категорий обычных вооружений и техники: боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты. Центральными являются положения о максимальных уровнях ограничиваемых Договором вооружений и техники каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах.
Под воздействием масштабных военно-политических изменений ДОВСЕ во многом устарел и утратил связь с действительностью. Для обеспечения нормального функционирования Договора и поддержания его жизнеспособности 19 ноября 1999 года в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Режим адаптированного ДОВСЕ ориентирован на укрепление безопасности каждого государства-участника независимо от его принадлежности к военно-политическим союзам. Однако адаптированный ДОВСЕ в силу так и не вступил. Его ратифицировали только Беларусь, Казахстан, Украина и Россия. Остальные государства даже не приступали к процессу ратификации.
«Мы продолжали осуществление старого договора в расчете на выполнение нашими партнерами принятого в 1999 году политического обязательства по скорейшей ратификации соглашения об адаптации, — сказал заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк. — Если бы это обязательство было корректно выполнено, адаптированный договор давно бы действовал и его можно было модернизировать дальше по мере происходящих на континенте изменений. Но страны НАТО увязывают ратификацию Договора с искусственными требованиями выполнения Россией так называемых Стамбульских обязательств в отношении сокращения нашего военного присутствия в Грузии и Молдавии».
С.Кисляк подчеркнул, что «все относящиеся к ДОВСЕ» положения стамбульских обязательств Россией «давно выполнены».
«Видимо, некоторые наши партнеры рассчитывали извлечь дополнительные преимущества из ситуации, когда старый договор Россия выполняет, а они, произвольно трактуя его положения, кладут в карман квоты на вооружение бывших участников договора вместе с расширяющимся НАТО, — сказал С.Кисляк. — Более того, присоединением к альянсу стран Прибалтики у наших границ обнажилась проблема „серой зоны“. После выхода из состава Советского Союза Прибалтика вообще не охвачена режимом контроля над обычными вооружениями. Мы неоднократно обращали внимание участников ДОВСЕ на неприемлемость такого положения дел, действуя предельно открыто, предупреждали их, что такой курс способен нанести непоправимый ущерб договору. Такая ситуация дольше продолжаться не может. Она неприемлема для нас как с военной точки зрения, так и с политической».
Решение о приостановлении действия ДОВСЕ принято Президентом России 13 июля 2007 года. Практическая реализация этого решения должна начаться 12 декабря.
«Речь идет о старом договоре образца 1990 года, а не о его адаптированном варианте, который в силу не вступил, — подчеркнул Сергей Кисляк.
«Мы ставим задачу не наносить ущерб контролю над вооружениями как таковому, а напротив, придать импульс восстановлению жизнеспособности договорного режима, — отметил он. — Вынужденное решение о введении моратория — ясный сигнал партнерам, что обязательства должны выполняться всеми сторонами, а не только Россией».
Условия, необходимые для восстановления жизнеспособности режима ДОВСЕ, были обозначены на чрезвычайной конференции государств-участников Договора, прошедшей в Вене 12–15 июня 2007 года. В их числе — понижение суммы разрешенных уровней для наличия ограничиваемых Договором вооружений и техники стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретенного альянсом в результате его расширения; возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле; принятие политического решения об отмене фланговых ограничений для территории России; разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования; вступление в силу или по крайней мере начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 года; разработка условий присоединения к ДОВСЕ новых участников.
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель министра обороны Юрий Балуевский отметил, что правовые механизмы, положенные в основу договора, предназначенного для поддержания баланса сил, фактически перестали соответствовать современным европейским реалиям и в полной мере отвечать требованиям военной безопасности России. Так, фланговые ограничения препятствуют передислокации сил в пределах РФ в ущерб интересам, связанным с ее суверенитетом и территориальной целостностью.
«Фланговые ограничения — парадокс устаревшего договора, — сказал Ю.Балуевский. — Только Российская Федерация несвободна в выборе конфигурации своих вооруженных сил. Фланговые ограничения требуют от нас не перемещать, не размещать, не дислоцировать войска на своей территории».
Отметив, что на протяжении восьми лет после подписания соглашения об адаптации ДОВСЕ, США и НАТО постоянно выдвигали все новые и новые условия для вступления документа в силу, Ю.Балуевский акцентировал внимание депутатов на том, что действующий договор полностью устраивает США и НАТО, так как позволяет им практически без всяких ограничений реализовывать стратегию продвижения НАТО на Восток, осуществлять реконфигурацию американского военного присутствия в Европе, а также постоянный мониторинг состава и состояния российской группировки вооруженных сил в европейской зоне.
«Вся активная квота инспекций со стороны государств НАТО ежегодно используется в отношении России, — заметил он. — А это 46 инспекций территории РФ и 5 — территории Белоруссии».
Ю.Балуевский сообщил, что сумма национальных квот стран альянса превышает установленные действующим договором групповые лимиты почти на 6 тысяч танков и почти на 10 тысяч боевых бронированных машин. По артиллерии превышение составляет более пяти тысяч единиц, по боевым самолетам — почти полторы тысячи, а по ударным вертолетам — более пятисот единиц.
«Россия неоднократно предупреждала Запад о наших шагах. Ресурс доброй воли исчерпан. У России есть достаточный арсенал сил, средств и способов обеспечения своей безопасности и национальных интересов. Разрушение ДОВСЕ, если таковое произойдет, произойдет не по вине России и не будет невосполнимой потерей для нашего государства», — сказал начальник Генштаба.
От Комитета по международным делам Константин Косачев
Косачев
Константин Иосифович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
подчеркнул, что решение России носит вынужденный характер.
«Это попытка выжить в нынешней ситуации правовой неопределенности, когда действующий договор устарел, а адаптированный ДОВСЕ так и не вступил в силу, — сказал он. — Наше решение не нацелено на то, чтобы разрушить систему существующих договоренностей, оно направлено на то, чтобы привлечь внимание партнеров к тому, что нас беспокоит. Мы пытались сделать это другими средствами в течение почти восьми лет, но оставались не услышанными и поэтому вынуждены прибегать к таким крайним мерам. Россия, безусловно, выполнила все свои обязательства по базовому ДОВСЕ, выступила с инициативой адаптации ДОВСЕ к изменившимся условиям и ратифицировала адаптированный ДОВСЕ. Наше решение не носит необратимого характера. Ключ к разблокированию ситуации совершенно точно находится не в Москве, он в Вашингтоне, Брюсселе, других столицах государств НАТО, которые могут вынести адаптированный ДОВСЕ на ратификацию в национальных парламентах, провести ее в сжатые сроки и создать необходимые предпосылки для того, чтобы сегодняшнее решение было отменено.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ