I. Общие положения

1. Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Аппарат) является постоянно действующим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляющим правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – депутаты Государственной Думы), депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – депутатские объединения в Государственной Думе), Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Государственной Думы), комитетов и комиссий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – комитеты и комиссии Государственной Думы), Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Председатель Государственной Думы), первых заместителей Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – первые заместители Председателя Государственной Думы), заместителей Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – заместители Председателя Государственной Думы), Руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Руководитель Аппарата), работников Аппарата. Аппарат является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, смету расходов, счета (в том числе расчетный и валютный) в банках и других кредитных организациях, а также лицевой счет в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства Российской Федерации, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и наименованием «Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. В своей деятельности Аппарат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Государственной Думы, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, решениями Совета Государственной Думы, распоряжениями Председателя Государственной Думы и Руководителя Аппарата, настоящим Положением.

3. В Аппарате не могут создаваться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

4. Аппарат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации, аппаратами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, аппаратами парламентов иностранных государств и межпарламентских организаций.

5. Структура и штаты Аппарата, размер оплаты труда и условия материально-технического обеспечения работников Аппарата, а также расходы на содержание Аппарата определяются Председателем Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата, согласованному с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, в пределах сметы расходов Государственной Думы.

6. Штаты аппаратов комитетов Государственной Думы, за исключением аппарата Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, определяются исходя из:

  • численности депутатов Государственной Думы — членов соответствующего комитета;
  • количества подготовленных комитетом к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и принятых (одобренных) Государственной Думой законов за предшествующий год;
  • количества законопроектов, находящихся на рассмотрении в комитете, их объема и сложности;
  • вопросов ведения комитета.

7. Штаты аппаратов депутатских объединений определяются исходя из численного состава соответствующего депутатского объединения.

8. Контроль за деятельностью Аппарата осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

II. Руководитель Аппарата

1. Возглавляет Аппарат Руководитель Аппарата, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

2. Руководитель Аппарата в пределах своей компетенции:

  • представляет Аппарат во взаимоотношениях с Администрацией Президента Российской Федерации, аппаратами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной власти Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, аппаратами парламентов иностранных государств и межпарламентских организаций;
  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • организует деятельность Аппарата и несет ответственность за выполнение возложенных на Аппарат функций;
  • определяет вопросы ведения структурных подразделений Аппарата (далее – структурные подразделения), устанавливает порядок их взаимодействия, координирует и контролирует их деятельность;
  • решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Аппарате;
  • делегирует своим распоряжением отдельные полномочия Руководителя Аппарата подчиненным ему должностным лицам;
  • осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Руководитель Аппарата издает распоряжения по вопросам деятельности Аппарата, относящимся к его компетенции.

III. Заместители Руководителя Аппарата

1. Первый заместитель Руководителя Аппарата и заместители Руководителя Аппарата назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Председателя Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата.

2. Заместители Руководителя Аппарата в соответствии с утвержденной структурой Аппарата координируют и контролируют работу структурных подразделений.

IV. Структурные подразделения и их основные функции

1. Структурными подразделениями являются:

  • секретариаты Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы;
  • аппараты депутатских объединений в Государственной Думе;
  • аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы;
  • Секретариат Руководителя Аппарата Государственной Думы и его заместителей;
  • управления и другие структурные подразделения в соответствии с утвержденной структурой Аппарата.

2. Положения о секретариатах Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы утверждаются соответственно Председателем Государственной Думы, первыми заместителями Председателя Государственной Думы, заместителями Председателя Государственной Думы.

Положения об аппаратах депутатских объединений в Государственной Думе, аппаратах комитетов и комиссий Государственной Думы, о Секретариате Руководителя Аппарата и его заместителей, об управлениях и других структурных подразделениях утверждаются Руководителем Аппарата.

3. Структурные подразделения осуществляют свои функции в соответствии с положениями о них.

4. Первые экземпляры положений о структурных подразделениях хранятся в Управлении государственной службы и кадров Аппарата.

5. Помощники депутатов Государственной Думы по работе в Государственной Думе занимают государственные должности федеральной государственной службы категории «Б», учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий депутатов Государственной Думы. Характер работы, выполняемой помощниками депутатов Государственной Думы по работе в Государственной Думе, определяется депутатами Государственной Думы при заключении трудовых договоров с указанными помощниками.

V. Работники Аппарата

1. Работники, замещающие в Аппарате государственные должности федеральной государственной службы, являются федеральными государственными служащими.

2. В штатное расписание Аппарата включаются должности, предусмотренные утвержденным в установленном порядке перечнем государственных должностей федеральной государственной службы в части, касающейся Аппарата.

В целях технического обеспечения деятельности Государственной Думы и Аппарата в указанное штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям федеральной государственной службы.

3. Руководитель Секретариата Председателя Государственной Думы назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной Думы. Заместители руководителя Секретариата Председателя Государственной Думы, помощники (советники) Председателя Государственной Думы, начальники отделов (работники, приравненные к ним по должности) Секретариата Председателя Государственной Думы включительно назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Председателя Государственной Думы по представлению руководителя Секретариата Председателя Государственной Думы.

Другие работники Секретариата Председателя Государственной Думы, замещающие должности государственных служащих от специалиста первой категории до заместителя начальника отдела включительно, назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению руководителя Секретариата Председателя Государственной Думы, согласованному с Председателем Государственной Думы.

4. Руководители секретариатов первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Председателя Государственной Думы по представлениям соответственно первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы.

Другие работники указанных структурных подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлениям руководителей этих структурных подразделений, согласованным соответственно с первыми заместителями Председателя Государственной Думы, заместителями Председателя Государственной Думы.

5. Руководство деятельностью секретариатов Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы осуществляют соответственно Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители Председателя Государственной Думы.

6. Работники аппаратов депутатских объединений в Государственной Думе назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлениям руководителей депутатских объединений в Государственной Думе. Руководство деятельностью аппаратов депутатских объединений в Государственной Думе осуществляют руководители соответствующих депутатских объединений в Государственной Думе.

7. Работники аппаратов комитетов и комиссий Государственной Думы назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлениям председателей комитетов и комиссий Государственной Думы. Общее руководство деятельностью аппаратов комитетов и комиссий Государственной Думы осуществляют председатели соответствующих комитетов и комиссий Государственной Думы.

Прием на работу работников аппаратов комиссий Государственной Думы осуществляется на период, не превышающий срока деятельности соответствующей комиссии Государственной Думы данного созыва.

8. Начальники управлений, директор Парламентской библиотеки, начальник Приемной Государственной Думы Федерального Собрания назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по согласованию с Председателем Государственной Думы. Руководитель Секретариата Руководителя Аппарата назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы. Другие работники указанных структурных подразделений назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлениям руководителей этих структурных подразделений.

9. Должностные инструкции работников секретариатов Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы, аппаратов депутатских объединений в Государственной Думе, комитетов и комиссий Государственной Думы, Секретариата Руководителя Аппарата Государственной Думы и его заместителей утверждаются руководителями указанных структурных подразделений по согласованию соответственно с Председателем Государственной Думы, первыми заместителями Председателя Государственной Думы, заместителями Председателя Государственной Думы, руководителями депутатских объединений в Государственной Думе, председателями комитетов и комиссий Государственной Думы, Руководителем Аппарата.

Должностные инструкции работников управлений и других структурных подразделений утверждаются руководителями соответствующих структурных подразделений. Первые экземпляры должностных инструкций хранятся в Управлении государственной службы и кадров Аппарата.

10. Работники Аппарата как федеральные государственные служащие подчиняются Руководителю Аппарата.

11. Условия труда работников Аппарата определяются федеральным законодательством о государственной службе, федеральным трудовым законодательством, а также должностными инструкциями.

12. Условия и порядок финансового, материального, материально-технического и социально-бытового, в том числе культурного и медицинского, обеспечения работников Аппарата устанавливаются на уровне, соответствующем уровню обеспечения работников Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации.

13. Должностные обязанности, права и ответственность работников Аппарата определяются федеральным трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством о государственной службе, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также настоящим Положением, положениями о структурных подразделениях, должностными инструкциями.