Поддержан законопроект о декриминализации дисциплинарной ответственности пограничников

Законопроектом предлагается исключить из УК РФ положения об уголовной ответственности пограничников, действие или бездействие которых могло бы повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, но каких-либо общественно опасных последствий не наступило. При этом за командирами сохранится право привлекать таких нарушителей к дисциплинарной ответственности
Уголовный кодекс

Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении поправки в Уголовный кодекс РФ об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы. Их авторами стала группа депутатов во главе с Председателем Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым  Пискарев Василий Иванович Пискарев
Василий Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
и Председателем Комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Законопроектом предлагается разграничить уголовную и дисциплинарную ответственность пограничников.

Павел Крашенинников отметил, что в настоящее время в правоприменительной практике отсутствуют единые подходы при квалификации нарушений правил несения пограничной службы. В результате схожие деяния в одних случаях могут квалифицироваться как преступления (по статье 341 Уголовного кодекса «Нарушение правил несения пограничной службы»), а в других — как грубые дисциплинарные проступки (по статье 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Причем уголовная ответственность может наступить не только в случае причинения вреда интересам безопасности государства, но и в остальных случаях, когда деяние не повлекло таких угрожающих последствий, а лишь могло повлечь.

При этом Конституционным судом неоднократно высказывалась правовая позиция о том, что возможность произвольного применения закона является нарушением конституционного равенства всех перед законом и судом.

«В этой связи законопроектом предлагается четко разграничить уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушения правил несения пограничной службы», — сказал Павел Крашенинников.

Так, предлагается установить, что нарушение правил несения пограничной службы, которое лишь могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, но не повлекло – является грубым дисциплинарным проступком, за который военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности командиром (начальником). В этих целях из статьи 341 УК РФ исключаются положения, предусматривающие за те же действия (бездействия) уголовную ответственность.

Кроме того, поскольку в настоящее время призыв на военную службу в пограничные органы не осуществляется, законопроект предусматривает исключение из статьи 341 УК РФ наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

«Законопроект позволит усовершенствовать законодательство, связанное с вопросами несения пограничной службы, и сделать ответственность за нарушения в данной сфере соразмерной последствиям содеянного», — отметил Павел Крашенинников.