Комитет по государственному строительству и законодательству поддержал поправки о техсредствах для тайного сбора информации

За незаконное производство, приобретение или сбыт таких средств в настоящее время предусмотрена уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до четырех лет. Законопроектом дается точное их определение, чтобы избежать правовой неопределенности
планшет интернет цифровые технологии компьютер телефон

Комитет по государственному строительству и законодательству на заседании во вторник, 2 апреля, рекомендовал принять в первом чтении поправки в Уголовный кодекс (УК) РФ и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, которыми предлагается уточнить значение термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации».

В соответствии с поправками в УК, статья «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (138.1) дополняется примечанием, уточняющим, что под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, предлагается понимать «приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)».

«За незаконное производство, приобретение или сбыт таких средств в настоящее время действует уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет», — напомнил Председатель Комитета Павел Крашенинников Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Кроме того, дополняется примечанием статья 20.23 КоАП «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Примечание предусматривает отсылку на определение «специальных технических средств» в Уголовном кодексе. Санкции, предусмотренные КоАП, законопроектом не меняются.

Вместе с тем Павел Крашенинников отметил, что ко второму чтению законопроекта необходимо будет уточнить предложенное определение «специального технического средства». В частности, формулировка «независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы» может вызвать затруднения при квалификации деяний и разграничения их от приобретения или сбыта технических средств лицом, которое добросовестно заблуждалось по поводу фактического предназначения такого средства.

«В настоящее время широкое распространение получили цифровые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры, имеющие высокие технические характеристики, малогабаритные размеры, интегрируемые в другие устройства (компьютеры, сотовые телефоны и т. п.), позволяющие использовать их для негласного получения информации. Лицу, не обладающему специальными познаниями, сложно определить, относится ли, например, ручка со встроенным диктофоном или часы со встроенной видеокамерой к специальным техническим средствам», — сказал Павел Крашенинников.

Кроме того, нераскрытое в законодательстве значение термина может приводить к его широкому толкованию в правоприменительной практике, добавил парламентарий.