Государственная Дума рассмотрит во втором чтении законопроект о внесении изменений в законодательство об ОСАГО, касающихся порядка формирования стабилизационного резерва по обязательному страхованию (10 февраля 2009 года)

11 февраля 2009 года Государственная Дума планирует рассмотреть на пленарном заседании во втором чтении законопроект «О внесении изменений в статьи 22 и 33 Федерального закона „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“, внесенный депутатами И.М.Гималетдиновым, С.В.Железняком, В.Ф.Звагельским, В.Э.Матхановым, О.Д.Валенчуком, В.Л.Горбачевым. Изменения в законодательство об ОСАГО касаются порядка формирования страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды (стабилизационного резерва по обязательному страхованию).

В редакции первого чтения законопроектом предлагалось установить предельный размер формируемого страховщиками по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды. Суммы, которые превысят установленный законопроектом уровень, планируется направлять на проведение превентивных мероприятий, позволяющих добиться снижения аварийности и травматизма на дорогах, что, в свою очередь, будет способствовать снижению рисков возникновения страхового случая.

Необходимость внесения данного предложения вызвана ситуацией, сложившейся в настоящий период в системе ОСАГО. Инвестиции на улучшение клиентского обслуживания, развитие информационных систем, систем учёта, принятия мер по профилактике и предупреждению ДТП, которые могли бы быть осуществлены страховыми компаниями за счёт собственных средств, ограничены положением статьи 22 закона об ОСАГО. Согласно этому положению, прибыль страховых компаний от деятельности по ОСАГО ограничена посредством резервирования разницы между доходами и расходами страховщика, если она превышает 5%, в виде необлагаемого налогом на прибыль стабилизационного резерва.

Таким образом, предложение, содержащееся в законопроекте, позволило бы использовать имеющиеся ресурсы на повышение качества работы системы ОСАГО, оставляя в стабилизационном резерве только объёмы, реально необходимые на покрытие будущих расходов по автогражданскому страхованию.

Рекомендованными Комитетом по финансовому рынку поправками ко второму чтению предлагается отсрочить введение в действие закона на один год (закон должен вступить в силу не с 1 января 2009 года, а с 1 января 2010 года). Кроме этого в поправках представлена формула расчета предельной величины стабилизационного резерва, переход на которую предлагается осуществить в течение трех лет с тем, чтобы сделать этот процесс относительно безболезненным для страховых компаний, занимающихся страхованием ответственности владельцев транспортных средств.